ГБОУ "Школа № 49 г.о. Донецк"
г. Донецк
  • Помощь в трудной ситуации

    Уважаемые учащиеся, родители, законные представители, педагоги!

    В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:

    Социальная помощь

    Единый общероссийский номер детского телефона доверия:

    8-800-2000-122 (круглосуточно)

    Главные задачи социального педагога

    Социально-педагогический модуль при школе создается с целью оказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.

    • Ранее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;
    • Оказание помощи педагогам общеобразовательных школ в работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;
    • Проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию имеющихся у них недостатков;
    • Обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.

    Направления работы

    • Социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах;
    • Социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи;
    • Социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье;
    • Социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе.

    Психологическая помощь

    Зачем нужна школе психологическая служба?

    Школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

    Основные направления работы

    • Диагностика (аутодеструктивное поведение, профориентация, стрессоустойчивость во время экзаменов).
    • Коррекционно-развивающая работа (групповые тренинговые занятия со школьниками, вошедшие в группу риска) по результатам диагностик.
    • Консультации (педагогам, школьникам, родителям, администрации).
    • Просветительская работа (ведение классных часов, внеурочных занятий, выступления на родительских собраниях, педагогических совещаниях)
    • Участие в советах профилактики, социальных патронажах.

    Кому оказывается психологическая помощь?

      К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. 

      Чем может помочь ребенку школьный психолог?

      Когда ребёнок учится в школе, условия его жизни и развития являются достаточно обширными. Он общается с одноклассниками и педагогами, получает знания и личный опыт, формирует самооценку и развивает уверенность в себе. Кроме того, что ребёнок развивается в стенах школы, он также взрослеет в кругу своей семьи — во время общения с родителями и друзьями, поездок, событий и мероприятий, касающихся семейных отношений.

      Иногда ребёнок имеет проблемы индивидуального или семейного характера. Они могут касаться комплексов его личности — застенчивость, агрессивность, низкая самооценка, неуверенность в своих силах, или семейных кризисов — развод родителей, появление в семье другого ребёнка, переезд на новое место жительства и другое.

      Проблемы, каким характером бы они не отличались, могут отрицательно сказываться на жизни и развитии детей. Как это проявляется? В низкой успеваемости, отказе учиться и посещать школу, появлении вредных привычек, лени и других изменениях в поведении.

      Не всегда взрослые имеют достаточно ресурсов и знаний, которые помогли бы помочь им справиться с проблемами ребёнка. Тогда они могут обращаться за помощью к школьному психологу. Как работает этот специалист и в рамках каких нарушений он может помочь ребёнку справиться с трудностями?

      Как работает школьный психолог?

      Школьный психолог работает с психическими процессами детей. Также он, с помощью специальных психологических методов, способен влиять на поведенческие изменения ученика, его характер, привычки и модель поведения. Как работает психолог? Прежде всего, он смотрит на детей объективно, не давая оценок, как, например, родители или педагоги.

      Это помогает специалисту видеть в школьнике не хулигана или грубияна, а ребёнка, который использует отклоняющееся поведение как способ защиты. Защищаться дети в школьном возрасте могут от травли в классе, предвзятом отношении учителя, собственных страхов, непонимания родителей. Такой подход позволяет психологу быть рядом со школьником, чувствовать его, находиться с ним «на одной волне». Когда ребёнок чувствует такую поддержку и что его больше не ругают и не оценивают, он начинает «раскрываться», чем помогает специалисту работать с собой и выходит на новый благополучный уровень развития.

      Психолог поможет ребёнку научиться общаться

      Общение — важная сфера в жизни каждого школьника. Через него дети познают мир, лучше понимают себя и других. Когда не заложено общение с одноклассниками, ученик является не принятым ими или не умеет дружить, то это плохо сказывается на его настроении и успеваемости.

      Часто дети, у которых в классе нет друзей, жалуются родителям, что их обижают. Бывает так, что это приводит к отказу посещать школу.

      Первое, что делает психолог — это выясняет, в чем причина того, что ребёнка не принимают, и составляет психологическую характеристику ученика. В своей работе он сотрудничает с педагогом класса, чтобы лучше понять характер общения детей между собой. Со школьником он может проводить специальные занятия, развивающие в нем способность общаться или защищать себя. Также психолог работает со всем классом, с целью развития в нем сплоченности.

      Поможет избавиться от комплексов и страхов

      Если дети имеют комплексы характера или страхи, избавиться от них также поможет школьный психолог. Для этого следует пойти к нему на прием и подробно рассказать о проблеме ребёнка. Коррекции поддаются страхи не патологической формы: страх темноты, одиночества, публичного выступления, животных, воды и другие. Специалист работает с комплексами личности: повышенная агрессивность, низкая самооценка, отказ от общения с детьми, застенчивость, замкнутость, стыдливость и другие проблемы. Психолог в своей работе будет использовать индивидуальные занятия, корректирующие детские процессы, убеждения и установки в детской психике.

      Поможет ребёнку лучше узнать себя

      В зону компетентности школьного психолога входит диагностическое исследование детей школы на предмет их индивидуальных природных особенностей, которыми они обладают. Он проводит специальные тесты, которые помогут ученикам лучше узнать свой характер: склонности, таланты, слабые места. Такую информацию от специалиста также могут получить и родители.

      Психолог работает с родителями

      Мать или отец также могут обратиться за индивидуальной консультацией к психологу. Это можно делать в случае сложностей в воспитании, наличия у детей психологической травмы, ситуации развода в семье и других трудностей, которые есть дома или в школе и которые отрицательно сказываются на развитии и самочувствии ученика. Родители в этом случае получают ряд рекомендаций от специалиста, касающиеся того, как им вести себя, что делать, как изменить свое поведение и отношение к ребёнку и так далее.

      Психолог корректирует развитие детей

      Психические процессы школьников — память, мышление, внимание, восприятие, воображение — играют большую роль в обучении. Если некоторые из них находятся на низком уровне, дети могут плохо учиться, не понимать школьный материал, отставать по предметам. Чтобы подтянуть развитие психических процессов, психолог использует различные методики. Он проводит с детьми индивидуальные занятия, во время которых они тренируют свое интеллектуальное развитие и постепенно оно выходит на хороший уровень.

      Родителям на заметку

      Что должны знать родители, когда они обращаются к школьному психологу?

      • Психолог не волшебник — за одно занятие он не в силах сделать так, чтобы ребёнок «лучше учился», «лучше себя вел» и вообще «был лучше». Коррекция поведения и развития без установления причин невозможна, а причины часто лежат в дисфункциональных отношениях в семье. Поэтому работать над улучшением поведения ребёнка следует всем — психологам, родителям и учителям.
      • Психолог не может сделать так, чтобы ребёнок, обладающий гуманитарным складом ума, стал гением в математических науках. За его индивидуальные проявления отвечает природа и условия развития, которые раньше создали ему родители в семье.
      • Работа психолога с ребёнком может быть не эффективна, если, возвращаясь домой, он страдает от недостатка внимания и любви в семье. За то, каким растет ребёнок и что происходит с его психическим состоянием, полностью ответственны родители. Школьный психолог является помощником и тем звеном, который корректирует, но не исправляет в корне поведение. Исключение составляют случаи, когда родители, объединившись со специалистом, прилагают все усилия для помощи ребёнку. Как правило, эта помощь заключается в работе над собственными ошибками и поведением.

      Методическая помощь педагогам

      Методическая помощь педагогам по работе с детьми “Группы риска”

      Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

      В группы риска входят дети и подростки из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть:

      1. генотипические особенности и врожденные дефекты
      2. социальные условия
      3. особенности развития личности – дети и подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития.
      • 1) дети, находящиеся на воспитании в семьях с низким уровнем социальной адаптации;
      • 2) дети с высокой наследственной отягощенностью в сфере психических заболеваний (эндогенные психозы);
      • 3) дети с гипердинамическим синдромом;
      • 4) дети, находящиеся в условиях депривации;
      • 5) дети, имеющие эмоциональные нарушения: агрессивные дети; эмоционально – расторможенные дети; тревожные дети.
      • 6) леворукие дети.

      Различают три вида антиобщественного поведения:

      • аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения;
      • противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение;
      • преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

      Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность  или нежелание адекватно реагировать на них.

      Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

      Психологические рекомендации педагогам по взаимодействию с подростками группы риска

      Большинство учащихся имеют синдром «хронической неуспешности», поэтому в работе с такими детьми необходимо:

      1. Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих учеников установку "Я - хороший, ты - хороший".
      2. Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности.
      3. Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату в частности).
      4. Сравнивать достижения учащегося только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е. хвалить за улучшение именно его результатов.
      5. Не делать акцент только на школьных обязанностях (брать во внимание сферу его интересов, личн4у ю жизнь - отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в дальнейшей успешности ребенка.
      6. Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен утверждаться.
      7. Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно", "замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала, что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание").
      8. Проблемные точки превращать в зоны развития (например: "У нас проблема: нет дисциплины в классе, и это приводит к тому, что многие из вас не слышат, что говорит учитель, и не могут хорошо усвоить предложенный материал, как следствие - вряд ли справятся с контрольной работой. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?". Далее учитель стимулирует подростков высказываться, уважительно относясь к каждому мнению).
      9. Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей, особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т. д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт.
      10. Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"».
      11. Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение. Обсуждение рекомендаций, рефлексия опыта.

      Служба школьной медиации

      Служба  школьной  медиации  -  эта  структура,  созданная  в образовательной  организации  и  состоящая  из  педагогов,  учащихся  и  их родителей,  которая  призвана  оказывать  помощь  всем  участникам образовательного  процесса  в  разрешении  конфликтных  ситуаций, возникающих в образовательной организации.

      Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях.  В  свою  очередь,  в  образовательной  организации  конфликт  будет разрешаться  успешнее,  если  родители  (законные  представители)  будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

      Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной  цели,  и  объединить  их  усилия  для  обеспечения  безопасности  и благополучия ребенка.

      Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится

      • распространять   среди  участников  образовательного  процесса конструктивных  форм  разрешения  споров  и  конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
      • помогать участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных  ситуаций  на  основе  принципов  и  технологии восстановительной медиации;
      • обучать  учащихся   и  других  участников  образовательного процесса конструктивным методам урегулирования конфликтов;
      • организовывать  просветительские  мероприятий  и  информирование участников  образовательного  процесса  о  миссии,  принципах  и технологии  восстановительной медиации.

      Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации

      Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации.

      Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой

      1. Стороны признают свое участие в конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
      2. Есть согласие родителей (законных представителей) на проведение встречи;
      3. Стороны не употребляют наркотические вещества  и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);
      4. Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, Совет профилактики  и т.п.).
      5. Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече  возможно присутствие взрослого ведущего.

      Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

      В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

      Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

      Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

      Конфликт «Ученик — ученик»

      Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

      Причины конфликтов между учениками

      • борьба за авторитет
      • соперничество
      • обман, сплетни
      • оскорбления
      • обиды
      • враждебность к любимым ученикам учителя
      • личная неприязнь к человеку
      • симпатия без взаимности
      • борьба за девочку (мальчика)

      Способы решения конфликтов между учениками

      Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

      После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

      Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

      Конфликт «Учитель — родитель ученика»

      Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

      Причины конфликта между учителем и родителями

      • разные представления сторон о средствах воспитания
      • недовольство родителя методами обучения педагога
      • личная неприязнь
      • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

      Способы решения конфликта с родителями ученика

      Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

      Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

      Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

      После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

      Конфликт «Учитель — ученик»

      Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
      Причины конфликтов между учителем и учениками

      • отсутствие единства в требованиях учителей
      • чрезмерное количество требований к ученику
      • непостоянство требований учителя
      • невыполнение требований самим учителем
      • ученик считает себя недооцененным  
      • учитель не может примириться с недостатками ученика
      • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

      Решение конфликта учителя и ученика

      Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

      Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

      Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

      Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

      Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

      При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

      На встрече выполняются следующие правила

      1. Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
      2. Второй момент — анализ ситуации без превратности.
      3. Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
      4. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
      5. Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

      Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

      Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

      Уполномоченный по правам ребёнка

      Приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного по правам ребенка является защита прав несовершеннолетних участников образовательного процесса, а также работа с обращениями и жалобами участников образовательного процесса, правовое просвещение.

      Основными цели и задачи уполномоченного образовательного учреждения

      • Создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребенка в решении школьных проблем;
      • Обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса;
      • Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участникам образовательного процесса;
      • Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации из детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни;
      • Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;
      • Взаимодействие образовательного учреждения с семьей с целью формирования гражданской позиции и правового самосознания участников образовательного процесса;
      • Обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.
      Поделиться страницей

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie